Институт практической психологии личности
+7 (925) 771 25 35
 


Наше мнение

 

Будни психолога-консультанта

Пришла девушка, лет 26-28, аккуратная, вежливая, улыбчивая. Стали разговаривать. Тема довольно частая, отношения с мужчинами.

Уже было несколько отношений, но все они заканчивались ничем. Мужчины сами уходили. Хотя все при девушке – внешность, ухоженность, образование, нормальная работа, хорошая речь.

Стали разбираться. В начале все складывается естественно и хорошо. Встречи, улыбки, театры, кафе. Потом ужины, а потом … ничего.

И все мужчины говорят примерно одно и тоже – мне надо время, чтобы разобраться в себе и наших отношениях. Она не скандалит, не требует объяснений, так, значит, так. И молча все принимает. Внутри, конечно, буря эмоций, а снаружи само спокойствие и доверие мужчине.

Понятно, что есть какой-то «системный сбой». Стали исследовать ее поведение в отношениях. Выяснили, что она ведет себя «вторым номером», подстраивается под партнера, делает так как ему будет удобно. Принимает его опоздания, пустые обещания. Надеется. Бывают и хорошие моменты, но запоминаются ей в основном те, после которых она грустила, переживала, не понимала почему так все у нее происходит.

И чем дальше она говорила, отвечала на мои вопросы, тем бледнее и неживее становилось ее лицо, она путалась в словах, теряла мысль, забывала мой вопрос, переспрашивала и снова забывала. Было ощущение, что как бы находится не здесь, а в каких-то глубинных и неосознаваемых мыслях, беспокоящих своим безадресным давлением изнутри. Понимаю, что пока она не преодолеет это состояние, сессия дальше не будет для нее продуктивной. Я спросил с чем связано ее такое как бы туманное состояние. Ответ «не знаю». В таких случаях я обычно спрашиваю, а хочется ли это узнать. Т.к. может стать, что что-то неприятно о самом себе думать, вспоминать. И на это ответ был «не знаю». Казалось бы, мы зашли в тупик. Девушка не хочет идти в причины своего состояния, которое ей мешает работать над ее же запросом об отношениях. Что делать в таких случаях? Наверное, клиенту больно что-то вспоминать, переживать что- то еще давно не пережитое. И если он не готов идти в глубину своих причин, то это его право и на этом можно поставить точку. Но хочет ли клиент этой точки или он все-таки хочет идти в глубину, но боится? Если человеку трудно пережить что-то из я-позиции, позиции участника, т.е. я чувствую, я делаю, я думаю, то можно попробовать прием, который позволяет облегчить человеку первый контакт со своими глубинным и переживаниями. Я спрашиваю: а если бы вы смотрели сейчас на себя со стороны, то что она (т.е., вы) в этот момент чувствует и вспоминает, что с ней происходит в ее воспоминаниях? И она тихо-тихо говорит – я вспомнила… Ей было десять лет, когда … (видно копит силы и ищет слова) ее…, меня…, изнасиловали. Плачет.

- Я с вами. Что сейчас происходит у вас в душе?

- Страх, дикий страх и непередаваемая униженность, как будто весь мир перевернулся.

Сделаю отступление, чтобы пояснить что сейчас происходит с человеком и как, и в чем (это очень важно в чем, ведь что случилось, то случилось) ей можно помочь. Речь идет о психологической травме. Что это такое? Дам общее определение, описывающее в целом все виды психологических травм, а потом его раскрою под данный случай.

Психологическая травма – негативная для психики и здоровья психофизиологическая реакция на событие в жизни человека, о вероятности наступления которого он даже не думал, связанное с нарушением основополагающих абсолютных ценностных убеждений, таких как здоровье, безопасность, доверие к людям и т.п. Что происходит во время травмы: первая реакция - шок, этого не могло случиться, ведь это неправильно. Девочка, а ей, напомню, 10 лет, вообще не знала, что такое возможно, что взрослые могут так поступать с беззащитными детьми.

Включается психологическая защита - не признаётся происходящее (или после уже произошедшее) – это шоковое отрицание.

Первые реакции, чувства на контакт с объектом угрозы (паника, дезориентированность, поиск выхода, ступор, бегство и т.п.) Девочка не верит происходящему, нет реакции, нет защиты себя. Вот-вот это должно прекратиться! Само!

В целях самосохранения происходит сдерживание первых (по сути, панических) реакций. Наступает состояние беспомощности (не понимание что делать, где искать выход, могу лия себе помочь) во время протекания травмирующей ситуации.

Это краткое описание этого случая, типов травм много, есть глубокая методика по их проработке. Которой мы с клиенткой и воспользовались.

В результате она осознала, что всегда была пассивной перед мужчинами, не выражала своих эмоций ни позитивных, ни негативных и теперь она понимает почему. Всегда ждала, что они сделают, их инициативы, а сама только откликалась как эхо, но ее в этих отношениях не было. Видите связь с ее детскими реакциями? Мужчины, понятно, ничего не понимали и линяли подальше от непонятной девушки.

В нашем поведении могут запечатлеваться те действия, которые когда-то нам помогли. И они превращаются в бессознательные паттерны поведения, которые мы не замечаем и поэтому не понимаем причин того, что с нами происходит. И во время сессии очень часто мы исследуем именно те паттерны, к которым мы привыкли настолько, что считаем их частью себя.

Что было с девушкой дальше? Как складывались ее отношения с уже другими мужчинами? Пока не звонит, значит, все в порядке.

Максим Саприн,

Психотерапевт, ведущий преподаватель

 

Назад


Контакты

Copyright 2024 Институт Практической Психологии Личности


Поддержка сайта, разработка сайта, создание сайтаiTrack Web Supporting Company