Институт практической психологии личности
+7 (495) 771 25 35
 


Публикации

  Как выбрать учебное заведение Когда-то я любил бутерброды, когда не было денег на рестораны. Потом у меня было время на рестораны, т.к. я не любил бутерброды. Сейчас у меня такого времени нет и я снова полюбил быструю еду. Процесс выбора бутерброда заметно проще выбора ресторана. А процесс выбора ресторана всегда очень волнителен – этот попсовый, этот дорогой, этот пафосный, в этом курят – мой выбор заканчивался там, где меня настигал аппетит. Такой выбор я считаю вынужденным. Разве это выбор? А как выбрать учебное заведение, когда никуда особо не торопишься, разве что в свое светлое будущее подальше от не менее светлого настоящего. И лежа на диване (сидя на кухне, за письменным столом, в своей библиотеке, на втором этаже своего особняка, на третьем этаже не своего особняка, с маленьким ребенком, с маленьким мужем (женой?), с уже не маленькой, но все равно маленькой мамой и т.д.) мантрически задавать себе вопрос - Где бы мне поучиться? Посмотрим, что говорит Интернет, послушаем, что думает друг/подруга. В общем, лежа на диване, сидя за столом, куря на балконе, хорошо выбирается по критериям: Цена Репутация, известность Диплом (что будет в нем написано, какой имеет вес и т.п.) Учебная программа (текст на сайте) Преподаватели Наличие практики, соотношение с «теорией» Советы друзей Место обучения (далеко/близко/комфортно) Эти критерии достаточны, если лень вставать и куда-то ехать смотреть и слушать. Ну, ладно, но только пару раз, все не объедешь, я в дороге устаю и от усталости готов уже поверить чему угодно. Обсудим диванную методику. О выборе по цене. Для кого-то это важный, если не определяющий критерий. И это понятно, у каждого свой бюджет. Если выбирать по минимальной цене, то, понятно, не стоит ждать ничего особенного. Если психолог-преподаватель знает чего он стоит и сколько он стоит, то вряд ли будет готов работать за копейки. Хотя и здесь могут быть исключения. А если он стеснительный, ему мало надо или у него миссия учить? Если выбирать по максимальной цене, то шансов получить желаемое гораздо выше. Но исключения и здесь ждут нас за углом. Потому что обычно ведут серьезные психологи, которые просто никогда не пойдут работать в дешевое место. Но можно, теоретически, наткнуться на заведение, выдающее себя за «дорогое», но не обеспечивающее адекватное цене качество образования. Это в наше время вполне прижившаяся маркетинговая стратегия. Но и здесь есть выход: Обычно договор на обучение помесячный или что-то вроде этого. И студент может проучившись месяц, и поняв, что его что-то сильно не устраивает, просто перестать ходить. Времени, конечно, жаль, но остальные деньги сохранил. Да и самому заведению это не надо. Основной счетный критерий - стоимость учебного часа. Для тех, кто пошел в психологию, потому что у него не ладилось с математикой в школе: надо общую цену за обучение поделить на количество учебных часов. Если у вас получилось, то вы – не психолог По Москве стоимость учебного часа колеблется в пределах от 100 до 1000 рублей. Это критерий скорее не учебного заведения, а возможностей абитуриента. Как на имеющуюся сумму купить лучший мех – все же вопрос риторичен. Выбор по репутации. Репутация вещь хорошая, но и здесь на всех не угодишь. Скорее всего, репутация складывается из мнений большинства. Как узнать о репутации? Кто о ней вам скажет, кому поверите? Первому встречному или второму? А если вы в принципе недоверчивый? Есть учебные заведения- бренды, о них все знают только хорошее. И это проверенная временем правда. Есть сделанные PR-репутации. Если долго всем говорить, что мы хорошие, то рано или поздно кто-то начнет в это верить. Верить ли отзывам в интернете? Сложный вопрос. Уже есть платные интернет-баснописцы отзывов. Как отличить настоящий отзыв от выдуманного? Я не готов давать однозначных рецептов. Но я скорее поверю отзыву обстоятельному и подробному, а не «я тут был, всем рекомендую». Резюме, в общем, для начала отбора критерий годится. Как ориентир, но не основной. Учебная программа (текст на сайте) Уже хорошо, если она есть и написана внятным, а не птичьим языком. По ней в общем-то можно сравнить ваши ожидания с обучением и его результатом. Но и здесь не без закавырок – иногда текст программы хороший, а начинка самих заявленных курсов так себе. Да и бывает, что одно заведение просто переписывает хорошую программу другого и выдает ее за свою, не обладая при этом ее содержанием и преп.составом. Если вы доверяете заведению и слухов, порочащих его не слышали (а откуда могли услышать, даже если они где-то есть?), то это важный критерий. Преподаватели Это очень сложный и деликатный критерий. Т.к. не хочется никого обидеть. Особенно психологов – люди тонкие…Итак, о званиях, регалиях и славе. Какое они могут иметь отношение к качеству преподавания – иногда вообще никакого. А иногда все по делу. Как узнать? По ученой степени, по области интересов? Но вас-то интересует преподавание. Можно ли остановиться на наличии к.п.н. или д.п.н? Не факт, например, это психолог-исследователь и защищался по исследованию, ну, например, поведения детей в неблагополучных семьях или измерял интеллект слабоумных в стационаре. Если это ваше, то вперед, а если вас интересует психологическая помощь, то, извините, не по профилю. Я бы очень условно разделил психологов на практиков, исследователей и преподавателей. Почти у каждого выпускника почти каждого психфака в дипломе записано психолог-преподаватель – дальше надо что-то объяснять? Если вас интересует получение навыков в новой профессии, то нужен преподаватель-практик или исследователь (одновременно с преподаванием работает людьми или изучает их поведение), если общие академические знания (правда, не понятно для чего они нужны в чистом виде, но ладно, только преподает и больше ничем другим не занимается), то психолог-преподаватель. Что может дать психолог, имеющую собственную практику? Живые знания о людях и способах работы с ними, не книжные, а «ручные», которыми он работает. Может передать «тренды» клиентских запросов – отучитесь, начнете практиковать именно с такими трендами. Что может дать психолог - чистый преподаватель? Хороший обзор основных психологических теорий и концепций, методик работы, сам которые в настоящий момент нем применяет, да и не должен применять. Бывают такие «теоретики», что заслушаешься… А бывают такие…, как хорошее снотворное, без последействий. Поэтому, опять-таки, все зависит от того, что хотите получить. А как узнать что я хочу? Ой, только не об этом, даже не начинайте! Это кстати, один из трендов. И логично перейти к Наличие практики, соотношение с «теорией» Какое соотношение правильное? Правильное то, которое соответствует вашим целям (я же просил не начинать..). Могу сказать только о нашей программе, просто потому что за другие я не отвечаю. У нас работающим балансом стало 30% «теории» - основных психологически концепций, которые нужны в работе практика (если будущему практику важно знать в каком году родился Фрейд, то это не к нам либо в интернет) и 70% практики – собственно это тренинги, на которых на примерах, в действии, изучаются приемы помощи, диагностики, непосредственного профессионального контакта с людьми. Да, и супервизии учебных психологических сессий студентов, когда преподаватель анализирует, а заодно и учит анализировать, сессию студента. На выходе мы обычно имеем вменяемую дипломную работу исключительно практической направленности (у нас это обязательное проведение сессии с клиентом и ее детальный разбор). Критерий важный, но сначала надо понять, сколько надо вам. Диплом (что будет в нем написано, какой имеет вес и т.п.) Диплом, конечно, важная вещь, как любой документ в нашей стране, он поможет легальному трудоустройству, если в нем записано «с правом ведения профессии». Но к диплому желательно бы еще и навыки со знаниями. Без них даже классный диплом – всего лишь бумажка на стене за спиной психолога, у которого нет клиентов. Если вам нужна профессия практика, то образование «профессиональная переподготовка», если много–много знаний, то второе высшее. После профессиональной переподготовки (пусть не смущает приставка «пере» - устаревший советский сленг, в Генезисе-МГУ это подготовка с нуля с любым базовым психологическим образованием – юристы, экономисты, программисты, все, кто заболел психологией и ощущает в себе немалый психологический потенциал) вы сможете работать с людьми; после второго высшего много знать и иметь право преподавать, но работать с людьми - нет. Ну, скажем аккуратнее, людям бы я не советовал. Критерий важный, но имеет смысл понимать, что клиентам в- первую очередь важно как вы работаете, а не то, какой у вас диплом. Для первого впечатления по интернету годится. Для работы в государственных психологических центрах – без него никуда. Но после первых ваших слов клиент забывает о вашей регалии и слушает только вас и себя. Советы друзей и обучавшихся Не бесспорный критерий – одному могло понравится, другому нет, у одного плохо шло и он решил, что учат плохо, у другого шло хорошо и он в восторге от обучения. Как отделить способности к обучению (а в психологии это есть) от качества преподавания? Но в любом случае, если вы доверяете человеку и его мнение аргументировано, то, как эмоциональный критерий годится. Еще раз об отзывах, честных. Предположим, 2 человека никогда не водивших машину, получили права и сели за руль- один хорошей иномарки среднего класса, а другой дорогой иномарки класса люкс –каждому понравится своя машина? Конечно, понравится, ведь им не с чем сравнивать. Скажем, с представительскими машинами. И каждый в отзывах напишет какая хорошая у него машина. В каком отзыве правда? – в обоих. А вы какую машину хотите? Вообще, какой результат обучения считать хорошим, какой нет? В любом учебном заведении (дешевом, дорогом, известном, неизвестном) студент что-то да получит. И будет этому рад. Даже если получит реально мало, но он ведь не знает о том, сколько он получил по сравнению с другими и что это мало – не с чем сравнивать. Два раза на один и тот же курс но в разные учебки не пойдешь. Потому что он не знает, а сколько можно получить в принципе. И здесь кроме сарафанного радио другого помощника нет. Основной результат – получил ли то, что хотел. А каждый ли знает, что он хочет конкретно и критериально? Но об этом мы уже поговорили. Место обучения (далеко/близко/комфортно) Здесь уже зависит от ваших сил и времени, если все остальные критерии менее важны. Критерий не от хорошей жизни. Но, должно быть, так приятно целый час ехать туда, где тебя ждут. Итак, диванно-интернетные способы выбора обсудили. Если и они не дают вам полной уверенности в выборе, то придется ехать. Недиванные критерии (Иди и смотри) Знакомиться, смотреть, «принюхиваться» – личные впечатления от учебного заведения, его аудиторий, атмосферы, и самое главное, от общения с преподавателями и учебной частью - самый верный компас при выборе. Это дает гораздо больше информации. При этом, на мой взгляд, личные впечатления должны дополняться сравнением своих целей от обучения с результатами, на которые нацелена учебная программа. Об этом, конечно, лучше всего спрашивать самих преподавателей. Для этого и существует собеседование. Оно отличается от дня открытых дверей, хотя бы тем, что есть вопросы, которые трудно задать при других людях, но проще это сделать один на один. Поэтому лучше один раз увидеть. Чтобы потом видеть каждый день и быть спокойным, что выбрал то, что надо. Есть ли готовые ответы в этих рассуждениях? Нет, т.к. их и не может быть – решать, чувствовать, думать – только авторам своей жизни. Как в фильме «Семнадцать мгновений весны» - информация к размышлению. Для чего я это написал? Я часто провожу собеседования с абитуриентами – взрослыми успешными людьми, которые хотят приобрести новую профессию в психологии. И вопросы, на которые я попробовал дать ответы в этой статье, взяты из вопросов на собеседованиях. Так вот, чтобы помочь и будущим абитуриентам и себе, в целях экономии времени обоих сторон, потратил много своего времени на эту статью. Хочешь помочь людям – помоги себе сам!  Максим Саприн, Институт Практической Психологии Личности Генезис

           

 

            Будни московского коуча

 

            Здравствуйте, я работаю коучем. Сказать просто я – коуч для меня как-то крутовато, даже, несмотря на десятилетний стаж – до сих пор слово коуч для меня окружено ореолом гурости, хотя в реальности это совсем не так. Коуч - не моя повседневная идентичность) – иногда даже приятно делать что-то неразумное и при этом очень вечное. Работаю каждый день, иногда в выходные, иногда поздно ночью, но, никогда рано или поздно утром. Утром я сплю и вижу сны, совсем не связанные с коучингом. И не потому что он мне не нравится – я бы тогда не смог делать это десять лет подряд, за исключением праздничных дней и отпуска, который, конечно, бывает, но не часто. Коучинг мне нравится, это мое, и если я увижу сон о проведенной сессии, значит, я на ней что-то не доработал, поэтому чтобы не мешать себе спать я все правильно делаю на сессии сразу, не дожидаясь «я бы мог сделать по-другому!», переходящего в бурный сон о собственной несостоятельности.

            В день мне комфортно провести от двух до четырех сессий. Если по-честному им отдаваться, то на большее количество внимания может не хватить, что может сказаться на их качестве. А, как вы помните, я хочу спать спокойно. И видеть нормальные сны, вместо провести исправленную сессию для клиента бесплатно. Хороший коуч может зарабатывать много. Хотя после определенного уровня финансовой удовлетворенности наступает пора эстетического отношения к сессиям - красота решений, мысли, процессуальных ходов, эта тема мне нравится, а эта несимпатична. Но как только клиенты уезжают летом в отпуск, то возникает снова финансовая неудовлетворенность, основанная на выработанном условном денежном рефлексе и я могу себе позволить заняться даже групповым коучингом.

 

            Что я делаю на сессии? Вы, наверное, не поверите, но просто слушаю, много думаю и иногда задаю вопросы. Но я слушаю каждое слово. Еще раз к-а-ж-д-о-е. Это не преувеличение, это будни. Для чего я это делаю? Чтобы услышать то, что клиенту не понятно в самом себе, в своих действиях, чтобы уловить тень, дыхание непонятного. Ведь если он не смог понять этого сам, то он это не сформулировал, А если пришел ко мне, то верит, чувствует, интуичит, что выход у него есть, решение есть, его надо нащупать. И он щупает, а я слежу за его путем. Потому что знаю, как в целом устроен процесс осознания и понимания человека (это разные феномены, общие для каждого из нас). Клиент приходит в ощущении, что решение его проблемы есть, но он не может его найти и деятельностно сформулировать. К нам с простыми проблемами не приходят. Все простые мы решаем сами. Поэтому коуч работает со сложно устроенными проблемами. А для этого нужен интеллект, как профессиональное качество, и поэтому за ним нужно ухаживать – протирать, хвалить и радовать.

 

            С помощью чего я могу слушать в течение полутора часов каждое слово клиента? Ведь в обычной жизни мы так не делаем, обычно это несколько минут довольно поверхностного слушания. Я слушаю человека напротив, концентрируясь на нем. Он мне интересен. А от интересного трудно оторваться. Наверное, трудно поверить, но неинтересных людей нет. Потому что все непохожи. Может показаться, что похожи, но при тщательном внимании к человеку, а на сессии именно такое, я вижу неповторимость человека, его удач, ошибок, мыслей, эмоций, защит, судьбы. Не увидеть это просто нельзя, когда человек открывает себя. Потому что коучинг – это сага о внутреннем мире, который человек хочет проявить и достичь с его помощью чего-то исключительно своего, родного, желанного.

            Сама по себе мысль о неповторимости каждого из нас довольно банальна, но именно это помогает вести сессии каждый день и не скучать!

            Сессии у меня полуторочасовые, хотя, в принципе, в коучинге существуют часовые, и даже сорокапятиминутки, но мне этого времени маловато, хотя я работаю довольно быстро – наверное, хочется всегда большего для клиента, чтобы он больше для себя понял и решил. В этом смысле обычного спасибо-я-много-понял мне уже мало, хочется откровений, восторгов и прорывов. Именно это составляет для меня цимис коучинга для коуча.

            Обычное время монологического внимания для человека (например, слушать лекцию) пятнадцать минут. После чего оно хиреет, хочется порисовать в конспектах, поиграть в морской бой или  просто бросить в кого-нибудь бумажкой. Ни рисовать при клиенте, ни играть с ним в игры, ни бросать в него бумажкой я не могу, поэтому я продолжаю находиться с включенным вниманием – ничего не поделаешь – такая профессия. От этой лампочки Ильича за день, конечно, устаешь, зато постоянно в состоянии полной осознанности, кастанедо-филы меня поймут.

 

            Но даже при сильной концентрации на человека, есть и свои, личные, реакции на то, что и как он говорит, как выглядит, как себя ведет – как реакции на обычного человека, а не на клиента. Что делать с ними?

            Вариант самый привычный – подавить на фиг, как будто и не было. В этом случае часть внимания будет уходить на вытеснение этих реакций и может приводить к малым или большим провалам внимания. А нить терять нельзя. Считаю дурным тоном попросить клиента «вы сейчас сказали очень важную вещь, повторите, пожалуйста, сначала». К тому же это манипуляция, вообще не допустимая в коучинге.

            Помню как-то летом работал с эффектной девушкой в очень короткой юбке (это она в юбке, а не я). Мы с клиентами сидим обычно друг напротив друга на стульях. Чтобы концентрировать внимание на ней, мне приходилось отводить глаза. Было трудно, но справился. Потом долго возвращал глаза на место. Мне было очень неуютно и приходилось тратить сил больше, чем обычно. А у нас коучинг или вечеринка?

Коуч тоже человек, но в нерабочее время.

 

            Вариант второй: выражать свои эмоции, если трудно их не выразить. Но выражать безопасным для клиента способом, т.е. чтобы он мог продолжать быть спокойно открытым своим проблемам, не стеснялся себя, не боялся меня и пр., не давать ему оценок, например, что он слишком долго думает, в то время как уже даже я все понял (это кстати, типичная иллюзия для коучей). Работал с клиентом с запахом антикварного одеколона. Он приехал летом, взволнованный своей темой и разгоряченный процессом ее обдумывания, отчего, я думаю, запах был сильнее обычного. Я понял, что если буду сидеть и морщить нос, делать вежливое лицо и отвлекаться на запах, который ему-то, без вариантов, нравился или он уже принюхался, то это будет мешать и мне, и ему. Поэтому я отсел к открытому окну и работал на свежем воздухе.

            А девушке в короткой юбке (это юбкой-то сложно было назвать) я в следующий раз скажу: если бы мы проводили сессию на пляже, это было бы для меня более органично, я чувствую себя неловко перед Шарон Стоун, не угодно ли вам сесть за стол, спасибо.

 

            Я не только слушаю слова. Я слушаю интонации и жесты. Мы все сопровождаем руками свой рассказ и размахиваем ими каждый в своей манере. И, например, если руки клиента машут в сторону его цели, то процесс нормальный, а если в противоположную, то стоит обратить его внимание. Помню топ-менеджера, которая говорила, что очень любит своих подчиненных, незаметно сжимая при этом кулачки. При чем я не «подлавливаю» клиента – ага!, да вы сами себе противоречите! Это может его смутить, он уйдет в защиту, закроется – одним словом – так делать для него не полезно. Поэтому я спокойно обращаю его внимание на данный факт и прошу его самого сказать, о чем это может говорить по его мнению. Коуч не занимается собственными интерпретациями поведения клиента, если это нравится, то лучше работать судьей или воспитательницей детского сада. Коуч говорит о том, что увидел, а не о том, что понял, и дает спокойную обратную связь, работает зеркалом, но не говорящим. Откликается только в случае «свет мой зеркальце скажи и всю правду доложи». А правда в данном случае заключается в передаче фактов, минимально искаженных интерпретацией, подбором слов «я вижу, слышу, что вы …», а не «я понял, что вы…» или, что еще сильнее «я сразу догадался…»

            Однажды один клиент, рассказывая о своих проблемах с подчиненными, так лохматил свою прическу, утверждая при этом, что он спокойно относится к ситуации, что меня так и подмывало сказать ему, почему же вы при этом так нервничаете!? Но по законам жанра, свою интерпретацию мы убираем, и я сказал так: не могу не обратить (это моя реакция, которую я выражаю) ваше внимание на то, что одновременно со словами о спокойном отношении к ситуации, вы нарушили свою прическу (это я еще слова подбирал, чтобы не сказать что-нибудь типа превратили ее в сеновал). Если для вас это интересно, то о чем это может для вас говорить? Это помогло ему различить свое эмоциональное и социально-рациональное отношение к ситуации. Мы все иногда противоречим себе, не замечая того, что делаем. Это нормально. Для коуча нормально обращать на это внимание клиента. При этом, конечно, не превращать сессию в королевство кривых зеркал.

 

            Я слушаю голос человека, его интонации. Одну и туже фразу можно сказать с разным эмоциональным подтекстом  и она будет говорить о разном. На это тоже я обращаю внимание клиента. Помню фразу клиентки « я хочу выбрать эту работу», сказанную с неуверенностью в голосе. Это я так услышал, а как услышала клиентка, и о чем была ее интонация, надо было спросить у нее самой. Я так и сделал. Она осознала, что «хочет верить в то, что это ее работа» - почувствуйте разницу. И наша цель помочь клиенту ее услышать, чтобы не погружаться в собственные иллюзии – к нам приходят за ясностью. Еще давно, обжегшись на собственных оценках слов клиента (даже, как мне казалось, незначительных) и, убедившись в их неэффективности для них, я быстро заменил их на чистую обратную связь и вопросы. Моя задача – не подменять своим мышлением процесс мышления клиента, а помогать ему в этом, ведь в своей голове он может разобраться только сам.

 

На сегодня все.

 

Продолжение всегда куда-нибудь следует.

 

Если будет время, напишу о том, как я работаю на сессии, почему коучинг эффективен, какие закономерности лежат в его основе и из чего складывается цена коучинга и как отличить хорошего коуча от посредственного. А пока, если есть вопросы, могу коротко на них ответить по почте maxim.coach@yandex.ru.

 

P.S. Да, у меня совершенно безнадежная просьба тем, кто захочет поцитировать мои мысли, указывать их первоисточник, а то у меня может начаться раздвоение личности, если я увижу в интернете свои слова под незнакомым мне именем.

  

С уважением,

Максим Саприн

Коуч

 


Контакты

Copyright 2017 Институт Практической Психологии Личности


Поддержка сайта, разработка сайта, создание сайтаiTrack Web Supporting Company