Институт практической психологии личности
+7(495) 771 55 59
 


Наше мнение

 

Будни московского коуча

Каких только человеческих проблем не встретишь, работая коучем.

Очень часто начальники приходят с проблемой уволить подчиненного. Формально, проблем никаких. Но сказать страшно, потому что знают, что подчиненный может такую истерику закатить, чаще это о женщинах речь идет, что к нему/ней лучше близко не подходить. Понятно, что в небольших компаниях, где все друг друга знают, отношения более-менее человеческие. На заводе, например, такой проблемы нет – раз, и уволил.

А подчиненные приходят с вопросом как повлиять на начальника – зарплата, продвижение, вообще, чтоб хоть какой-то порядок и справедливость были.

Однажды пришли директор и его зам (девушка), чтобы договориться о своих делах. Потому что сами не могли – сразу начинали ругаться.

Вот такая диалектика получается.

А коуч должен держать нейтралитет. Чтобы работать не против подчиненного, а для его начальника, не против начальника, а для его подчиненного, а в третьем случае сразу для обоих. И нейтралитет нужен для того, чтобы эмоционально не встать на чью-либо сторону, тогда прощай объективный подход.

И возникает вопрос как помочь скажем, начальнику уволить скандального подчиненного, если я его не видел, с чего начинаются его истерики не знаю и вообще, может, он здесь не причем, а начальник что-то давно накосячил в отношении подчиненного, а теперь стесняется. Коуч не знает всей правды о клиентах. Да и не должен знать. Потому что задача коуча помочь клиенту посмотреть на проблемную ситуацию его собственными глазами, его правдой, и найти в ней решение. Бывают случаи, когда клиенты не хотят говорить всего коучу (на минуточку, они его впервые видят – с чего сразу доверять-то? ). Поэтому коуч работает не со своей интерпретацией слов клиента, а помогает ему самому навести порядок в собственном видении проблемной ситуации и найти решение.

Почему коуч должен быть уверен, что решение, в принципе, есть? Вопрос сложный и объективного ответа не имеет. Но ни разу клиенты не уходили ни с чем. Почему?

Выскажу утверждение, в которое можно только верить: что если человек чего-то захотел, то это значит, что у него появились внутри ресурсы для нахождения и осуществления его решения. Задача коуча осознать их и использовать.

Приведу пример.

Мужчина, серьезный специалист крупной компании попадает под кризисное сокращение штатов. Повод ему предъявляют надуманный, в подразделении идет борьба за остающиеся рабочие места. И особо рьяные ищут как уволить других, чтобы не уволили их.

А он всегда весь в работе, и ему не до этих подковерных игр. Узнает, как всегда в таких случаях, неожиданно. Причин конкретных не объясняют, говорят, что им не доволен какой-то начальник из другого подразделения, а чем недоволен не говорят, типа, давайте без склок и по-хорошему. В общем, давят и манипулируют. Ему предлагают на прощанье пару окладов. Он растерян. Ни за что, ни про что. А бездельники, которые его выдавливают, уже даже и не здороваются.

Его непосредственный начальник, которого убедили эти безделушки, смалодушничал и не стал раздувать скандал, сказал, что спасибо, ты много сделал, но компания переструктурируется и твоей должности в новой структуре нет. Как учили. Держи два оклада и ступай себе. Что думал этот нач. о том, кто работать будет дальше история умалчивает. Ему тоже хочется быть хорошим перед всеми.

Что в такой ситуации делать клиенту? Поднять руки? Но он чувствует, что можно как-то посопротивляться и получить больше. И мы с ним разрабатываем план, он идет на комиссию говорит заготовку, все культурно, без эмоций и получает вместо двух доп. окладов целых пять. А оклады немаленькие.

Все в шоке: он – от того, что дали, эйчары от того, что прогнулись. История пошла по коридорам. И на следующий день к нему подходит директор одного из направлений и предлагает работу у себя, раз ты такой крутой. Но тогда он должен отказаться от трех вырванных зубами окладов. В итоге остался в большой компании, новая работа (да старая уже поднадоела) и два оклада в придачу – ну, и кто кого обманул?

Как видите, разных случаев много, люди приходят из разных профессий, жизненных ситуаций, в которых коуч может лично не разбираться и не иметь опыта, аналогичного клиенту, а раз так, то каждый раз на коленке что-то придумывать устанешь. Для постоянной работы нужна системная методика поиска решения. Такая есть, сложная, но работающая. Которую нужно лишь настраивать под конкретную ситуацию. И верить в клиента, раз он пришёл за помощью.

Максим Саприн,

коуч, ведущий преподаватель

 

Назад


Контакты

Copyright 2018 Институт Практической Психологии Личности


Поддержка сайта, разработка сайта, создание сайтаiTrack Web Supporting Company